Как-то так складывались звезды, что поход на концерт Брюно Пельтье с самого начала был под вопросом. Немаленькая цена, билет сильно заранее, потом - смена работы с непонятным графиком... Был даже момент, когда я готова была вернуть билет, потому что почти точно знала: не сложится.
И - сложилось.
Сегодняшний концерт в Москве - юбилейный, десятый для мсье, и во многом именно поэтому он получился таким особенным и для Брюно, и для нас. На входе в зал традиционно раздавали флажки, в самом зале - заготовки для флеш-моба. Как-то так повелось, что концерты Пельтье в России - чисто целевые, организует их официальный фан-клуб, и аудитория подбирается соответственная, случайных людей почти нет, а многие специально приезжают из глубинки, чтобы насладиться общением с любимым исполнителем. Да-да, именно Общением - Брюно удивительно легко "заводит" и "держит" зал, и многие шутки и фишки стали уже "нашими", его и нас, тех, кто приходит к нему каждый год. Поэтому когда ближе к концу концерта Брюн садится на ступеньки сцены, мы, зрители, устраиваемся у его ног, и это уже не концерт - это почти квартирник, только чая с печеньками не хватает. И не нужен переводчик: чудесным образом мешаются английский, французский и год от года улучшающийся русский мсье, и всем всё понятно, а что не понятно - досказывается на языке музыки. Это всё - всегда что-то такое, большое, теплое и немного грустное от того, что заканчивается.
Сегодня зал Брюно отпускать не хотел никак. Когда отзвучали Катедрали (известная на весь мир "Эпоха соборов" из Нотра), мсье сообщил, что дело движется к финалу, что споет он нам еще одну песенку и будем прощаться. Угу... На третьей "на бис" зал уже скандировал: "Брюно, мерси!", и от аплодисментов горели ладони. И видно было, что Брюно устал - слегка простуженный (блин, у меня в голове не укладывается, как с першением в горле можно так охренительно вытягивать S.O.S и оперную арию, названия которой я не знаю... Но мсье Пельтье справился. Откашливался в промежутках, один раз даже за роялем спрятался - но пел на пределе своих возможностей, как и всегда), отыгравший время концерта на все сто двадцать, отдавший себя всего... Мы уже расходиться стали, но все еще была надежда, что на этот шквал оваций он выйдет хотя бы на еще один поклон. Вышел. Посмотрел на нас, почесал затылок... и спел своего "Клоуна", которого вообще практически не поет со сцены. И очень это символично получилось, потому что песня такая... как раз про это:
"Сегодня вечером я больше не играю божественную комедию.
Сегодня вечером я стою обнаженный посреди своей жизни.
Сегодня вечером клоун боится остаться в полном одиночестве, он плачет.
Сегодня вечером он просто мужчина наедине со своей печалью.
Сегодняшним вечером он – человек."
Интересно наблюдать за изменением репертуара концертов Брюно. За десять лет (я была почти на всех его концертах, за исключением двух-трех) он здорово поменял направленность с хорошего такого французского рока (немного своеобразного и разбавленного мелодичными ариями) до почти-джаза. Из старых альбомов песен уже почти нет, одна-две-три, из заводных-зажигательных - нет совсем, последние пару лет он ездит в турне с пианистами (в прошлый раз, когда я была - выступал с Ги СентОнжем, сегодня - с Жюли Ламонтань), и выглядит всё это теперь чинно и степенно. Что поделать - возраст! (шутка, потому что в свои 56 Пельтье в шикарной форме, офигенно двигается и вообще, три тьфу на него) Просто немного поменялся стиль... Хотя нет-нет да и проскользнет в этой его степенности старое задорное "йех!", и от этого еще больше радостно, потому что видишь: не "играет" на публику, он действительно такой - "живой и светится" (с) И я каждый раз в него влюбляюсь за эту искорку. И так, кажется, будет всегда. Должно быть - а как иначе?
Но одно в изменяющемся репертуаре остается неизменным - сюрпризы в виде песен, которые мсье давным-давно не поет. Однажды, несколько лет назад, он перед концертом даже предлагал зрителям пожелания свои оставить, что мы хотели бы от него услышать. Каждый раз это получается потрясающе-волшебно и почти-интимно, потому что как будто только для нас, только этим вечером и в этой "домашней" атмосфере, сидя на ступеньках сцены, звуча вполсилы и хором с залом (а что, Ла Маник первый куплет традиционно зал поет акапелла, Брюно только дережирует нами, включаясь лишь на припеве). Сегодня такими "подарками" для нас стали невероятно экспрессивный "Амстердам" Жака Бреля (ооо, как я хочу заполучить видео этого исполнения! У меня есть запись двадцатилетней давности, там Брюн еще молоденький совсем, но с годами исполнение разве что улучшилось), безумно любимая мною "Они любят друг друга" (Ils s`aiment) Даниэля Лавуа, которая в версии Брюно звучит лучше (сильнее, что ли...), чем оригинал, и обалденно атмосферная Regne из Дракулы. Эта последняя - вообще феерия, потому что ее со сцены я с момента выхода мюзикла не слышала, по-моему, ни разу (как-то мсье пел "Между любовью и смертью", но это не то, хотя тоже шикарно). Учитывая, что мюзикл засмотрен до дыр, ария из него, сильная сама по себе, произвела впечатление, сходное с тем, которое вызывает услышанная первый раз вживую "Эпоха соборов". На сцене вместо седого уже дядьки в пиджаке вдруг оказывается грозный и сломленный любовью Влад Цепеш в коричневой коже, с длинными волосами и бородкой, и это мгновенное перевоплощение - это то, что всегда прекрасно удавалось Брюно. Талант - он и есть талант, и даже если глаза наши видят одно, сердце воскрешает в памяти совсем другое. "Дракулу" буду пересматривать на днях, не могу удержаться.
И еще один "подарок" - уже лично для меня. Как-то так получилось, что в этот раз я сидела у самого прохода, поэтому когда Брюно вышел в зал на Катедралях (давняя его фишка, на "Эпохе соборов", без которой не обходится ни один концерт, он спускается в зал, ходит по рядам и поет вместе со зрителями), я могла протянуть руку и дотронуться... Не протянула, конечно - но улыбалась во весь рот, пересекаясь с ним взглядами, и тот факт, что для меня - впервые! - он был так близко... "Живой и светится", помните? И голос, и энергетика, и сияющие от счастья глаза - его и наши... Я девочка вроде большая - но всякий раз влюбляюсь в этого человека. По-светлому, чистым восхищением и восторгом - и это именно то, что снова и снова приводит меня в зрительный зал.
"Каждый раз перед поездкой в Россию, - говорит Брюно, сидя на ступеньках и глядя на собравшуюся у его ног публику, - я спрашиваю себя: станет ли когда-нибудь наша любовь меньше. Но когда я за две недели до концерта узнал, что здесь будет аншлаг - это тронуло до глубины души. Нет слов, чтобы выразить вам свое спасибо. - И по-русски: - Большое спасибо, дрУзья. - И звучит это тихо и настолько искренне, что хочется его обнять. И этот милый канадский акцент... Оооо...
"Побродил я дорогами дальними.
Поскитался по грешной земле.
И в минуты разлуки печальные
Улыбались мне свечи во мгле.
Улыбались, чтоб я не отчаялся
И надежду как прежде хранил.
Лишь свечам до рассвета я каялся,
О любви им своей говорил.
Свечи зажги и заветные,
Давние праздники сердцу верни.
Свечи зажги, свечи светлые.
Ради любви свечи зажги."
Я еще достану вас кучей видео и фоток с концерта - когда их загрузят те, кто снимал. Сама я упорно не беру туда ничего, чтобы не отвлекаться от главного - впитывания в себя каждого звука, каждого слова, каждого мгновения.
Очень надеюсь, что этот юбилейный, десятый концерт для нас не последний. Спасибо огромное мсье Пельтье, что находит для нас время, и организаторам, которые все это делают. В следующий раз, обещаю, разорюсь на партер, сколько бы он ни стоил. На такие эмоции реально никаких денег не жалко.

Кто к нам с тем и того, тот от того и того.