Большая статья про Молдавию, Приднестровье и текущие там процессы. Кину отрывок
Спровоцированный Западом политический кризис на Украине с целью не допустить ее сближения с Россией привел к нелегитимной смене власти там и наступлению нового киевского националистического режима на права национальных меньшинств страны, в том числе и русского, пишет eNews. В ответ на это русскоязычное население юго-востока Украины потребовало федерализации, видя в ней защиту своих этнических и этнокультурных интересов. Крым пошел дальше, он провел референдум о независимости и обратился к России с просьбой принять его в свой состав. Согласие Москвы на просьбы Крыма и Севастополя означает ее ответ Вашингтону и Брюсселю, что она не будет сидеть, сложа руки, и ждать, когда они начнут уничтожать ее саму и дробить, используя в этих целях украинцев как пушечное мясо. Таким образом, украинский политический кризис неминуемо должен был вылиться и вылился в геополитическое противостояние США/ЕС с Россией.
Возвратившийся в Россию Крым усилил в ней русскую ветвь восточных славян и ее мобильность, продолжает eNews. Однако этим проблема русского этнического, этнокультурного и этнопсихологического мира была решена лишь частично. Миллионы этнических русских, благодаря Ельцину, оказались за пределами РФ, главным образом на Украине, в Казахстане, Республике Молдова. Над ними занесен дамоклов меч насильственной ассимиляции. Утрата русским этносом такой численности "своих" в перспективе ослабит геополитический вес России в страны постсоветского пространства и приведет к тому, что он не восстановит свою численность, утратит этническую мобильность и не сможет удержать от расчленения евразийское пространство РФ. Принимаемые Москвой решения по облегчению принятия российского гражданства, в том числе и для граждан РМ и ПМР, также укрепляет русскую нацию в РФ, но это также негативно отразится на геополитических интересах России на постсоветском пространстве, в том числе и на Украине. Из сказанного вытекает, что главная цель реализуемого и управляемого Западом обострения российско-украинских отношений состоит в том, чтобы сделать Украину и украинцев враждебными России и русским.
Республику Молдова Вашингтон вписал особым образом в свой антироссийский геополитический сценарий, который реализуется не из столицы США, а из Бухареста, пишет eNews. Не кто иной, как государственный секретарь США Джеймс Бейкер при посещении Кишинева в 1992 г. подсказал сценарий объединения Молдавии с Румынией - посредством референдума. Видимо, не случайно в конституции Республики Молдова 1994 г. оказалась статья 142 прим. 1, предусматривающая такой механизм изменения ее политического статуса. Следовательно, риски для молдавской государственности идут со стороны Запада, а не Востока.
До крымского референдума 16 марта 2014 года и последовавших за ним решений Москвы о включении Крыма и Севастополя в число субъектов Российской Федерации, федеративная модель государственного устройства Республики Молдова рассматривалась и в Брюсселе и Вашингтоне как одно из возможных компромиссных решений реинтеграции двух берегов Днестра, продолжает eNews. Требование населением юго-востока Украины федерализации страны, спровоцированное Майданом и действиями нелегитимной власти Киева по изменению языкового режима в стране, обусловили кризис и унитарной модели государственного устройства Украины. Запад увидел в этом риски своим геополитическим интересам здесь и изменил свое отношение к самой идее федерализации украинского государства.
Изменение позиции Запада по федерализации Украины имеет непосредственное отношение к проблеме суверенности и модели государственного устройства Республики Молдова, пишет eNews. Прямое участие Вашингтона и Брюсселя в украинских событиях поддержано Кишиневом, оно вдохновило его на проведение прозападного курса и усилило позиции унионистских сил на правом берегу Днестра и в Бухаресте, выступающие против федерализации Молдавии, рассматривая ее как препону на пути воссоздания Великой Румынии.
При всем внешнем сходстве политические процессы в Республике Молдавии существенно отличаются от таковых на Украине по внутренним признакам, продолжает eNews. Во-первых, наша республика территориально дезинтегрировалась до распада СССР, а Украина - через 22 года после Беловежья. Во-вторых, дезинтеграция Молдавии произошла тогда, когда Запад, исключая Румынию, не имел еще геополитического влияния на нее, в то время как процесс распада Украины является следствием доминирующего присутствия в ней Запада при ослабевшем влиянии Москвы на Киев.
В-третьих, в Республике Молдова реализуется идея "один румынский язык - одна румынская нация - одно румынское государство" (Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе, - прим. ИА REGNUM), а на Украине внедрена и реализуется идеология этнической несовместимости между русской и украинской нациями и выдвигается идея победы украинской нации над русской как необходимого условия существования Украины и ее государствообразующей нации, пишет eNews. То есть, это нечто противоположное тому, что происходит между молдавской и румынской нациями, Кишиневом и Бухарестом.
В-четвертых, раздробление восточных славян на три части уничтожает их геополитический потенциал и превращает их в объект международных отношений, пишет eNews. Объединение Молдавии с Румынией как составная часть проекта Запада середины XIX века по объединению двух Дунайских княжеств имеет своей геостратегической целью стать буфером между государствами восточных и южных славян, отдалить РФ от Балкан.
В-пятых, федеративная модель устройства Республики Молдова позволяет объединить оба берега Днестра (проект присоединения Приднестровья к Молдавии посредством федерализации противоречит воле народа Приднестровья, который на референдуме 17 сентября 2006 года в подавляющем своем большинстве (более 97%) проголосовал за независимость от Молдавии и "последующее свободное присоединение Приднестровья к России", - прим. ИА REGNUM) и сохранить этническую и политическую идентичность молдавской нации и полиэтнический народ Молдавии, продолжает eNews. Такая же модель политического устройства Украины не имеет такой однозначной цели и перспективы. В нее заложены параллельные и противоположные цели и сценарии развития политического процесса в государстве: а) сохранить конфессионально раздробленную украинскую нацию в одних государственных границах; б) создать условия для развития этнической и этнокультурной идентичности других национальностей Украины, в том числе и этнических русских; в) предвосхитить сценарий цивилизованного развода на Украине в случае невозможности сохранения ее территориальной целостности.
В-шестых, украинская национальная идея - это внутренний фактор, обусловленный мобильностью западной ветви лимитрофной украинской нации, пишет eNews. Унионизм в Молдавии направлен против этнической и культурной идентичности молдавской нации и ее государственности. На территорию Пруто-Днестровья он привнесен извне в 1918-1940 гг. В-седьмых, геополитическое противостояние США/ЕС с Москвой происходит в отличающихся друг от друга на Украине и в Молдавии современных внутриполитических реалиях, касающихся их взаимоотношений с Россией, русскими и Русской православной церковью. Если на Украине западные украинцы выступают как русофобы и противники православия и стремятся силой распространить свои политические и религиозные ценности на менталитет восточных соплеменников, то молдавская этнонация, чтобы сохранить себя и свою государственность рассчитывает исключительно на Россию и Московскую патриархию.
Исторические и геополитические различия в формировании молдавской и украинской наций в условиях геополитической трансформации юго-восточного европейского пространства используются Западом для достижения своих геостратегических целей, продолжает eNews. В случае с молдавской нацией и Республикой Молдова реализуется сценарий ее уничтожения и поглощения Румынией ее этнической территории. Украинскую дезинтегрированную прежде нацию Запад стремится сделать непомнящей этнического родства, лишить православной духовности и противопоставить ее двум другим ветвям восточных славян, добиваясь политикой "разделяй и властвуй" превращения всех трех ее ветвей и их государства в объекты международной политики.
Риски молдавской государственности имеют геополитический характер, но для них созданы и внутриполитические условия, пишет eNews. Сценарий и механизмы возвращения Крыма в состав России стали рассматриваться в Кишиневе и Бухаресте как пригодные и для объединения Молдавии с Румынией. Следует при этом учесть, что Москва и Симферополь на ходу создавали конституционные и законодательные нормы возвращения Крыма в состав России. У нас конституцией предусмотрено проведение референдума по изменению политического статуса республики. А на практике власти Кишинева осуществляют "стяжку" между Румынией и Молдавией еще с 1990 г. по всем направлениям: гуманитарному, финансово-экономическому, политическому, военно-стратегическому и геополитическому. И это самый главный риск для молдавской этнической и политической идентичности. Крымский референдум стал прецедентом и дал в руки унионистам Кишинева и Бухареста легитимный инструмент объединения Молдавии с Румынией. Для его использования еще нет соответствующих условий проведения референдума у нас: унионисты не уверены в его результате, их устраивающем. Как только такая уверенность появится, референдум будет проведен при молчаливой поддержке Запада. В связи с этим со стороны этих сил усилится противодействие мирным планам федерализации Молдавии.