Наше поведение в процессе воспитания и тренинга лошадей — важнейшая, базовая и наиболее игнорируемая тема в современном спортивном и околоспортивном мире. С одной стороны — это странно. Ведь классики всегда в один голос говорили и говорят, что психологическая атмосфера во время обучения оказывает решающее значение на эффективность занятий. Сегодня об этом же говорят этологи, биологи и врачи, уже имея неоспоримые научные доказательства этого факта. Любой желающий может найти сотни книг и научных работ на эту тему, чтобы изучить ее досконально. С другой стороны — это вполне объяснимо. Работать над собой сложно и требует еще большей сложности — осознание, что ты многого не умеешь, не понимаешь и что нужно учиться новому каждый день, держать мозг открытым для новой информации. Гораздо проще признать себя великим мастером и слушать только то, что согласовывается с твоей картиной мира, отметая все, что в нее не вписывается.
К сожалению, порой работа над собой не так привлекательна некоторым людям, как медали и розетки, которые можно получить сегодня, оправдывая их количеством свои жестокие, глупые и губящие здоровье лошади методы работы.
Просто обвинить лошадь во всех грехах и на каждую ее ошибку отвечать злостью и агрессией, называя это все «дисциплиной», хотя к реальной дисциплине это не имеет ни малейшего отношения. Отношение человека к лошади не должно зависеть от того, что вы от коня хотите: ждете ли вы спортивных побед или фигур высшей школы верховой езды над землей, а может хотите вместе гулять по лесу и заниматься аджилити — это совершенно неважно. Обязанность любого человека, который имеет дело с лошадьми, обеспечить им 5 свобод (об этом подробнее по ссылке). Свобода от страха и стресса — одна из основополагающих свобод лошади. Чтобы обеспечить ее, мы должны, в том числе, обеспечить комфортную психологическую обстановку на тренировках. Монти Роберст, в своей книге Из Рук в Руки, https://emclass.ru/product/monti-roberst-iz-ruk-v-ruki которую вы можете купить в конном магазине Emclass.ru, описал свое отношение к этой проблеме. Глава эта имеет более чем говорящее название:
Адреналин вверх, обучение вниз; адреналин вниз, обучение вверх
«Я использую фразу «адреналин вверх, обучение вниз; адреналин вниз, обучение вверх», чтобы описать, насколько это возможно, наглядно, огромную важность сохранения спокойствия, чтобы продвигать обучение. Паника и злость — огромная ошибка тренера. Эти эмоции не помогут улучшению ни общения, ни обучения. Вероятно, самый лучший обучающий инструмент — это спокойное состояние в процессе обучения животных-жертв. Если лошадь чувствует страх, панику или злость — выполнение любого задания потребует намного больше времени и скорее всего закончится неудачей.
Адреналин — это гормон, вырабатываемый надпочечной железой, благодаря действию которого ускоряется сердцебиение. Его главная цель — стимулировать реакцию, подготавливающую животное или человека к борьбе или бегству. Это природа и лошадей, и людей — реагировать на страх повышением адреналина. Когда хищник выслеживает свою жертву и готовится к прыжку, то его уровень адреналина в крови увеличивается, как это требуется при мгновенном нападении. Адреналин ускорит сердцебиение, что даст мышцам увеличенный приток кислорода.
У лошади и большей части животных-жертв на адреналин довольно интересная реакция. Когда у животного в возбужденном состоянии повышается уровень адреналина, селезенка реагирует выбросом в кровь дополнительной порции красных кровяных телец. Это усиливает способность организма лошади переносить в крови кислород, повышая шансы животного убежать от хищника. Такая физиологическая особенность приводит к увеличению вязкости крови и является потенциальной причиной, по которой у неподготовленных лошадей разрываются капилляры вокруг альвеол легочных мешков. У человека нет такой реакции, а у собак весьма незначительно увеличивается количество красных кровяных телец, когда начинает повышаться уровень адреналина.
Когда лошадь, к примеру, ведут на скаковую дорожку или тренировочное поле, она может сильно разволноваться, часто начинает брыкаться, увиливает, крутится, соответственно справиться с ней очень сложно. Это прямой результат повышения уровня адреналина в крови. Лошадь в прямом смысле слова готова рвануть.
Когда лошадь чувствует, что у ее берейтора или у другой лошади растет уровень адреналина, она знает, что поблизости опасность. Страх мгновенно передается всему табуну, поэтому все лошади готовы убежать одновременно. Лошадь, которая отстанет, скорее всего будет поймана хищником, поэтому у лошадей развилась природная реакция — бежать при первом проявлении опасности.
Понятие, которое я использую, чтобы описать уровни адреналина, не клиническое. Технически самый низкий уровень адреналина может означать состояние комы или сна. Самый высокий уровень адреналина может относиться к крайним проявлениям паники. Под утверждением «уровень адреналина вверх, обучение вниз; уровень адреналина вниз, обучение вверх» я хочу передать то, что, когда лошадь настолько испугана, что бросается бежать, ее способность учиться уменьшается. На этом этапе ей могут представляться различные опасные случаи, которые она сохраняет в памяти, чтобы использовать позже во избежание таких опасных обстоятельств. Если бы вы считали это обучением, то это не совсем правильно, ведь на самом деле лошадь в такой ситуации учится, имея высокий уровень адреналина. Этот феномен неэффективен в сфере обучения тем вещам, которые конники считают основными в тренировочном процессе. Чтобы лошадь, которую тренируют в стиле вестерн, научилась ставить ноги для лучшей скользящей остановки, чтобы, например, развернуть корову, важно, чтобы она могла продумать это спокойно, свойственным ей способом в непринужденной обстановке. Конкурная лошадь должна научиться тому, как рассчитать темп для оптимального толчка и приземления,— для этого она тоже должна быть спокойной и сдержанной, а не торопливой и взволнованной. Скажу только одно: для моих методов (я имею в виду, когда уровень адреналина идет вверх) качество обучающей среды, а значит и потенциал для обучения падает. Я, конечно же, не имею в виду то, что дремлющая лошадь с низким уровнем адреналина учится чему-то в этот момент. И наоборот, не говорю, что в природе лошадь не может научиться чему-то в то время, когда она напугана хищником. Если мы хотим достичь успеха в обучении лошади в мире, каким мы его знаем, мы должны проводить образовательный процесс с как можно более низким уровнем адреналина у нас самих и у наших лошадей.
Когда лошадь делает что-то неправильно, просто улыбнитесь. Улыбайтесь, потому что, когда мы улыбаемся, нам сложнее разозлиться. Не важно, что делает лошадь, все, что вам необходимо делать,— это сохранять спокойствие. Только так вы можете превратить ошибку или инцидент в обучающую ситуацию. Лошадь будет учиться на своих ошибках, если вы станете использовать мои методы. Не позволяйте уровню адреналина расти. Лошадь редко когда хочет причинить вред. Если лошадь реагирует негативно, причина, вероятно, в том, что она воспринимает ситуацию угрожающей.
В начале карьеры мне повезло работать с Доном Доджем— человеком, которого я считал одним из мастеров нашего времени в вопросах конного дела. Дон Додж, пока я рос, жил возле Сакраменто в Калифорнии. Он был непревзойденным шоуменом и достиг огромного успеха с 1940-х и до 1970-х, работая во многих дисциплинах. Я вспоминаю, что мистер Додж часто давал такой совет своим ученикам: никто ничего не станет вам сегодня советовать. На самом же деле, однако, замысел был довольно благоразумным. Дон говорил своим ученикам следующее: если у них сложности и они ощущают страх, нужно спешиться, сесть, скрестив ноги на земле, напротив своего подопечного и выкурить сигарету. Он говорил, что это займет около 5–6 минут, и к тому времени, когда сигарета будет выкурена, вы возьмете себя в руки, успокоитесь и сможете продолжить работу с лошадью без волнения. С тех пор было доказано, что сигареты вредят здоровью. Я уверен, что мистер Додж теперь такого бы уже не посоветовал, но его принцип остановить процесс до тех пор, пока уровень адреналина не нормализуется,— очень уместный.
По мере того, как я объездил весь земной шар, работая с лошадьми, у которых были сложности у стартовых ворот на скачках по всему миру, постоянно убеждался, как важно уметь сохранять спокойствие. Природный инстинкт животного-жертвы — синхронизироваться с животным рядом. Я должен всегда помнить об этом феномене, чтобы мой подопечный мог расслабиться и сохранить способность обучатren-top.jpg[/img]Я всегда могу контролировать свой пульс. Даже если я нахожусь в ситуации, когда мне надо быстро двигаться, то все равно могу замедлять сердцебиение. Лошадь почувствует, что у нее нет причин для страха. Сообщение, которое я передаю ей, состоит в том, что такая ситуация — это не выживание, а обучение.
Я впервые узнал, что такое частота пульса и контроль уровня адреналина, когда мне было 13 лет. Я был в восьмом классе, и моя учительница, сестра Агнес Патрисия, не просто интересовалась моей работой, но и сама активно изучала биологию. Она рассказала мне, что научиться правильно дышать — это большая ценность, особенно когда мы пытаемся расслабиться, замедлить пульс и понизить уровень адреналина. Сестра Агнес Патрисия мотивировала меня учить эти техники с учительницей пения сестрой Джули. Меня сразу же заворожило то, чего я смог достичь с помощью правильного дыхания. Необходимо опустить диафрагму на вдохе, позволяя ей подняться на выдохе. Здесь я не буду детально описывать это, но посоветую: в этой сфере помочь могут учителя пения, актерского мастерства и публичных выступлений. Знание этого феномена и способность выполнять такие процедуры должным образом сыграло главную роль в моей работе с лошадьми.
Выводы Монти
Адреналин вниз, обучение вверх. Адреналин вверх, обучение вниз.
Адреналин увеличивает уровень гемоглобина.
Животные-жертвы синхронизируются так, что все в табуне готовы убежать одновременно.
Когда вы считаете, что ваша лошадь делает что-то неправильно, просто улыбнитесь.
Возьмите паузу, если накатывает злость или страх. Научитесь контролировать частоту пульса.»
Адреналин и обучение. Объясняет Монти Робертс
Автор
Сообщение