.. ЭКС"журнал. Альпинизм. Туризм. Путешествия.
58 минут назад
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ
Статья руководителя Контрольно-технического комитета ФАР по расследованию и анализу аварий в альпинизме С.А. Шибаева
МОЖНО ЛИ БЫЛО ИЗБЕЖАТЬ?
Такой вопрос мне задавали почти во всех интервью, случившихся от разных СМИ за последнюю неделю. Я говорю: «Можно. Надо было просто не идти в этот день наверх».
ОРГАНИЗАТОР
Он сразу стал улики уничтожать – уничтожил договоры с клиентами, снес вообще сайт. Это уже само за себя о многом говорит. Как и отправка 2 гидов на 10 клиентов.
ГИДЫ
Ну, назвать их гидами, в общем, нельзя. Проводник, экскурсовод – да. Но не гид… Гид – это много, много лет опыта, учебы и практики. Это куча зачетов и экзаменов. Это высокий входной порог на курс гида. Например, один из входных зачетов - обнаружение и извлечение на поверхность цели (имитация пострадавшего) на глубине покрова 80 см не более чем за 10 минут и при условии, что вы являетесь единственным спасателем.
Когда мы, в России (ФАР), стали создавать свою школу гидов, то не стали изобретать велосипед, а пошли по проторенному пути, и на конференцию, посвященную созданию этого направления, пригласили французов и канадцев. Там же всё уже давно отлажено. Давно – это лет 200: первая ассоциация гидов Шамони образовалась в 1821 г. А у нас первые сертификаты АГГР – Ассоциации горных гидов России - выдали в 2010-2011. Разницу в годах посчитайте сами.
Учеба в АГГР – блоковая; выбираешь нужный блок обучения (лавинка, спасение, скальная, снежно-ледовая техника и все остальное внутри, ски-альпинизм, горные лыжи), выбираешь время. Нужно много времени и еще денег. Учеба может растянуться на 4-10 лет, чтобы получить полный сертификат по всем направлениям работы в горах. Входной уровень в АГГР – не менее 4 лет занятий альпинизмом в разных районах и 35 восхождений, включая 5-6 к. сл., с соответствующим освоенным техническим уровнем на всех видах рельефа, возраст не менее 22 лет, знание английского.
В таких авторитетных школах, как ENSA (Национальная школа французских гидов), в профсоюзах типа IFMGA (Международная ассоциация горных гидов, объединяет около 6000 гидов из более чем 20 стран Европы, Азии, Америки и Океании) требования еще выше. Звезда мирового альпинизма Валера Бабанов при всех своих талантах и авторитете не смог поступить в ENSA с первого раза – пришлось год осваивать горные лыжи и не без труда поступить со второго захода.
У нас сертификат инструктора-проводника можно фактически купить тысяч за пять в любом ООО, имеющем лицензию на обучение и выдачу таких сертификатов. При этом такое ООО в каком-нибудь Брянске горы видело только по телевизору, и продажа сертификата не отличается от торговли дипломами ВУЗов в 90-х в любом подземном переходе. Обладатель этой филькиной грамоты и величает себя в дальнейшем гидом.
С другой стороны, у нас с 30-х гг. создавалась основательная Школа инструкторов альпинизма, и вот те, кто прошел ее, особенно в советское время, десятками лет водят клиентов безо всяких ЧП и НС и на Кавказе, и на Памире, и в Гималаях. Школа есть школа с ее основным принципом «Основная задача гида не завести людей на вершину, а привести их вниз живыми и здоровыми».
«ДА ОН ЖЕ 50 РАЗ ВОДИЛ НА ЭТОТ ЭЛЬБРУС…»
Да, водил. А на 51-й попал в экстремальные условия и слился.
Это было практически во всех подобных трагедиях за последние 20 лет. Одна и та же схема. Одни и те же просчеты. Одни и те же триггеры. Процесс по схеме «Как не надо делать».
Вот прошлогодняя трагедия на Эльбрусе: наверх в тот день вышли с десяток групп. А залетела одна. Потому, как часть еще на подъеме, видя складывающуюся задницу, развернулись вниз. Пара групп просчитала тактику и проскочила в окно на вершину в 8-9 часов. А пострадавшая группа промахнулась на час или даже на полчаса. На вершине скачок давления – и почти вся группа в ауте. А дальше по нарастающей покатились несчастья, как снежный ком…
Мищенко по телефону сообщал про движение в трех связках по три человека. Алабугин, общавшийся еще с живыми, говорит про все шли в одной связке вдевятером. Или это уже его версия? Ведь тогда в первом случае срыв (предположительно) произошел по вине кого-то из клиентов, а во втором усугублен некомпетентным решением гида.
Потом представьте: пусть четверых полуживых и самого Алабугина – в одну палатку. Уже проблема… Смотрю на фото склонов – очень мало мест, где там можно палатку нормально поставить.
Надо отдать должное Алабугину: выдержать несколько суток в экстремальных условиях рядом с трупами и умирающими людьми – это тяжелое испытание для любого закаленного характера.
СПАСАТЕЛИ
Погода встала и лишь 7 сентября вертолет в три рейса забрал погибших и спасателей. Так бывает с погодой… Но вот наземная группа фактически даже до дома вулканологов добиралась три дня-на четвертый. Примерно столько же, сколько и сами туристы-альпинисты туда шли. Это готовность оказания оперативной помощи и подготовка такая?
И никто не вдается в подробности и не рассказывает, что борт был – коммерческий, фирмы «Витязь-Аэро». Что нет там у МЧС ни пилотов с допуском на 4000 м, ни вертолетов под эти задачи. То есть, камчатский авиаотряд МЧС не может заведомо оказать помощь терпящим бедствие выше 3500 м., и уже даже не скрывает этого – «ну, не шмогла я», превращая в старый анекдот про пожарных - «Форма красивая, зарплата нормальная, даже поспать можно на дежурстве, но как пожар – хоть увольняйся…».
И спасатели себя уже приравнивают к обычным туристам-обывателям – «А нам тоже акклиматизация нужна…». И уже в реляциях звучит «МЧС СПАСЛО трех человек».
КТО ВИНОВАТ
Сейчас наблюдаю рост мнений, мол, клиент сам виноват: знал, куда шел, надо было готовиться, взрослые люди – сами за себя должны нести и ответственность. Тем более бумажку подписал - да, «все риски беру на себя».
Это в корне неверно. И не может служить оправданием отсутствия ответственности и непрофессионализма самих организаторов и их гид-персонала.
Это все равно, как если бы пассажиру перед посадкой в маршрутку или в самолет, давали подписать бумажку «Все риски и ответственность при любых происшествиях и авариях в пути беру на себя. Водителя ни в чем не вините – у него здесь двое и в Таджикистане еще пятеро детей с которыми возникает острая нужда общаться по телефону во время движения».
Клиент не имеет никакого представления, что такое горы и что его ждет. Ни малейшего! Горы для него абсолютно абстрактны. Плоская яркая картинка на экране монитора…
Что есть клиент коммерческой турфирмы? Человек, уставший от будней и работы с их бесконечными проблемами, желающий в отпуске набраться новых ярких впечатлений, встреч, испытаний и фотографий, которыми забит интернет от таких же как он, круглыми сутками путешествующих по миру и как бы сообщающих «а ты, лошара, глотай пыль в офисе».
И вот он, поднакопив деньжат, листает Сеть, выбирая, где бы подправить свое ущемление…
О-о!!! Синее небо, яркое солнце, белый снег, черные скалы, такая же девушка в яркой куртке с пальцами V на вершине!
Это нашему клиенту напоминает что?!
Прошлогоднюю Турцию: синее небо, яркое солнце, белый песок, такая же девушка в соблазнительном купальнике!
Пляж в Ебипте и горы Кавказа для него примерно одно и тоже. Тем более вот же написано: «Опытные гиды… 10 лет практики… Эльбрус доступен любому…»
Но вы думаете, что если расскажете страшилки про мороз, лавины-камнепады, он прям пропитается, осознает, всё поймет, но дрожащей рукой все же сунет вам искомые 50 тыщ…
Нет. Вы просто внесете в его благостную картинку пару темно-серых облачков. И тыщи – в свой карман. И это всё.
И это все равно, что понять вкус еды по картинке, которую вы никогда в жизни не пробовали. Это как понять, что испытывает человек при первом в жизни интимном контакте: пока вы сами в него, в контакт, не вступили, никакие фильмы, книги и рассказы бывалых не дадут никакого представления, что оно это есть и испытывается на самом деле. Да и то у некоторых не с первого раза.
Но вы ж хотите, чтоб человек пришел на ваши эльбрусы с понятием вещей хотя бы на уровне значка «Альпинист России», да?.. А программу выполнения значка читали когда-нибудь? Представляете набор знаний и умений значкиста, кои хотите всунуть в него за 5 дней, включая акклиматизацию на 5000 м? Если нет – вы есть сами профаны, которые тащат неподготовленных людей в заведомо опасную ситуацию, желая получить неплохих денежек и при этом не нести никакой ответственности.
И когда не пронесло, не вывезло – да - таких затаскивателей надо судить.
И на вопрос «а поможет ли?», уверенно отвечу – да, обязательно.
Причем хватит штрафов и приговоров первым, вторым, третьим, чтобы четвертый, разворачивая группу по непогоде и слыша возмущения, сказал: «А я за вас сидеть не хочу». Чтобы организатор горных туров, принимая на работу по филькиной грамоте (или по просьбе родственников взять сынка-студента на работу во время каникул – такое есть на нашем кавказском юге) очередного «гида», готовил сразу и узелок, понимая, что потенциально организует себе срок.
Ответственность клиента наступает только в 2-х случаях.
1. когда он не выполняет рекомендации и указания проводника. Есть стандартная давняя международная практика. Видя дупло или неготовность клиента, гид поясняет причину и разворачивает его или всю группу. Если происходит отказ (а такое случается везде), гид повторяет рекомендации при свидетелях-группе, а если их нет, фиксирует свои указания и отказ клиента на видео, диктофон, в рабочем дневнике гида (есть такой), сообщает по рации в базу и т.д. И клиент может идти на все четыре стороны - с этого момента вся юридическая ответственность переходит на него. Этот момент следует оговаривать в договорах и тогда никакой суд ничего не предъявит гиду.
И п. 2. когда клиент – не клиент. Любой гражданин по конституции РФ имеет право идти куда хочет и когда хочет, кроме зон и территорий, оговоренных законом. Даже нигде не фиксируясь и не уведомляя. В этом случае он и несет сам полностью ответственность за свои поступки и их последствия. Поэтому в советское время на «Приюте 11» был пост КСС и не пускал выше людей неготовых, а сейчас – иди на здоровье. Хоть раком и в одних трусах.
Человек понимает только то, что он попробует, увидит, услышит, ощутит, испытает САМ.
И тот же человек, прочитавший про одну-вторую подобные трагедии, через год пишет в турфирму «Хочу с вами на Эльбрус!». Вот это отсутствие вменяемости и критического мышления – главная проблема клиентов.
(окончание следует)