Разбор взаимосвязи экстерьера лошади и стиля ее движений.
В прошлые выходные в Москве прошло мероприятие под названием «Шоу — выводка жеребцов верховых пород спортивного направления».
Это событие вызывало много разговоров как до его проведения, так как некоторые коннозаводчики не были даже допущены до участия, так и после, когда лошади отечественной селекции получили достаточно низкие оценки. За кулисами шоу шли разговоры о том, что наших лошадей попросту засудили, мол, для того, чтобы открыть дорогу и без того популярному экспорту. И что лошади, рожденные в России, не идут ни в какое сравнение с немецкими и голландскими полукровными породами.
Отчасти так и есть. Но давайте попробуем разобраться более детально.
Для начала, я хотела бы обратить внимание на то, что у нас полностью отсутствует культура показа лошадей. Можно было бы сказать, что такой формат мероприятий для нас нов, но это совершенно не так. Если я не ошибаюсь, первый кёрунг — шоу выводка лошадей с участием западных экспертов, прошла в Москве еще в 2006 году. Т.е. 10 лет назад. За это время можно было подготовить два поколения лошадей и научиться их показывать. Западная система показа лошадей известна и понятна. Однако, на Шоу жеребцов этого года возникли сложности с демонстрацией движений на рыси в руках. Так как ни лошади, ни те кто их выводил не были готовы к подобной системе. В результате было принято решение выпускать лошадей на свободу, где они, будучи перевозбуждены, не демонстрировали естественных природных аллюров.
Теперь поговорим о самих лошадях. Первыми были представлены лошади тракененской породы, рожденные в России. В основном это были прекрасные, породные животные, с выразительными головами, такими типичными для русских тракенов, и все они были воплощение мечты….. мечты 80-х годов прошлого века. А именно, времен олимпиады в Москве. Как так получилось, что Тракены законсервировались, и, в итоге, совершенно не соответствуют современным требованиям индустрии спорта?
Я уже писала и не раз, что механика движения лошади напрямую зависит от ее экстерьера. Поэтому цепляться за экстерьер, который не позволяет лошади двигаться так, как того требует сегодняшний спорт, ИМХО бессмысленно.
Попробую развить эту тему.
Для начала я определю ключевое понятие для нас — лопатка и плечо. Это то что у нас по какой-то причине принято называть просто одним словом плечо и определять его как прекрасное косое плечо и прямое плечо. На самом деле это плече-лопаточное сочленение, играющее первостепенную роль в механике движения лошади.
1) Лопатка
То, что в англоязычных ресурсах называется shoulder, shoulder blade, а на латыни — scapula, на русский язык должно переводиться как лопатка и никак иначе.
Угол наклона лопатки влияет на то, насколько просторно лошадь двигается передом. Грубо говоря, влияет на ширину шага или вымаха передних ног.
2) Плечо. Плечо же, которое обычно в текстах практически не упоминается, в англоязычных ресурсах называется HUMERUS — плечевая кость.
Угол наклона плеча влияет на стиль движения передних ног. Будет ли лошадь двигаться через верх, как того требует современный спорт, или же она будет двигаться настильно, прямиком в 1980-е годы.
Кроме этого важны выход шеи, центр тяжести, длина поясницы, форма, ширина и наклон крупа.
Современная полукровная лошадь, выездкового направления, независимо от принадлежности к студбуку, сегодня выглядит примерно так:
Это высокого выхода шея, спрямленное плечо, из-за чего передние ноги лошади как бы выдвинуты вперед,
компактный формат за счет короткой поясницы, широкий круп, угол наклона таза расположен таким образом, чтобы при движении лошадь прекрасно подводила зад.
Ганноверский жеребец
KWPN
Ольденбуржский жеребец
Тракененский жеребец
В общем, в любом студбуке лошади имеют приблизительно одинаковый тип.
И что еще не менее важно, это баланс современной лошади.
Если провести линию от седалищного бугра к точке вращения лопатки, то она должна быть либо горизонтальна, либо направлена вверх. Тогда движения лошади будут более свободными, она не будет заваливаться на перед, а наоборот будет двигаться от зада.
[showhide type=»post» more_text=»Читать далее…» less_text=»Скрыть текст ниже …»] Что мы видим в современных российских лошадях:В первую очередь, практически у всех лошадей очень низкий выход шеи. И очень косое плечо, из-за которого ноги лошади как бы задвинуты под корпус. То, что раньше считалось прекрасным, сегодня дает нежелательный настильный стиль рыси.
Если мы проведем нашу линию между лопаткой и седалищным бугром, то чаще можно будет наблюдать такую картину:
Т.е. центр тяжести смещен сильно вперед. Мало того, при таком строении передние ноги лошади стоят не перпендикулярно земле, а еще дальше задвинуты под корпус.
Такая лошадь очень близка по своему типу к чистокровной верховой лошади, но никак не к полукровной.
Такой тип для современной выездки совершенно нежелателен.
Лошадь с таким строением будет двигаться следующим образом, т.е. настильно:
То, на сколько просторной будет рысь, зависит, как я уже говорила, от угла наклона лопатки. Для того чтобы понять куда приземлится передняя нога лошади при максимальном разгибании нужно визуально прочертить линию по наружней стороне лопатки. Есть еще одна подсказка. Угол пристава головы к шее в естественном положении соответствует углу наклона лопатки:
Т.е. получается, что лошадь с косым плечом будет всегда двигаться настильно. А то, будет это широкая рысь или коротенькая семенящая, зависит от того, как поставлена лопатка.
Точно также лошадь с прямым плечом будет всегда двигаться рысью через верх, а то, на сколько продуктивной будет эта рысь, с каким захватом пространства будет двигаться лошадь зависит от угла наклона лопатки.
Лошадь, которая двигается через верх, может очень высоко поднимать ногу при сгибе, но разгибая, она будет ее ставить туда, куда «указывает» положение лопатки.
Предположим у нас есть лошадь с прямым плечом и достаточно спрямленной лопаткой. Такая лошадь будет двигаться через верх, но не продуктивно. Без захвата пространства.
На определенных фазах будет казаться, что лошадь обладает шикарной рысью, но на самом деле в следующий момент она начнет распрямлять ногу и ставить ее практически в тоже место, откуда и подняла.
Она будет двигаться вперед за счет своеобразного подвисания. Такая рысь смотрится темпично, но, еще раз повторюсь, не продуктивно. Условно говоря, такой рысью двигаются фризы.
Как понять по фазе рыси на фото, это шикарная рысь или «обманка». Для этого нужно смотреть на положение задней ноги, которая находится в воздухе. Задняя нога должна зависнуть в положении за секунду до того она коснется земли. Если нога находится где-то сзади (как то что обведено в круг), то это не показательная фаза рыси. И по ней нельзя судить о стиле движения лошади.
достаточно продуктивная рысь:
менее продуктивная рысь. Почему? Так как выше нога уже не пойдет. Следующая фаза будет разгибание и опускание ноги на землю.
Посмотрим для примера видео вот этого жеребца.
И сравним его с жеребцом, чья цена перевалила за миллион…
Мне кажется, глядя на видео и фото, становится совершенно очевидно, что такое продуктивная и просторная рысь.
Мы немного поговорили о влиянии углов сочленений на работу передних конечностей. Теперь давайте поговорим о работе задних конечностей.
Если угол наклона таза будет слишком горизонтальным, то мы рискуем увидеть лошадь , которая работает задними конечностями в отхлест, как рысак.
А вкупе с прямым плечом и низким выходом шеи, мы получим на рыси вот такую печальную картину:
Напротив, мощный, широкий круп, с хорошим углом наклона таза даст возможность получить лошадь с хорошим, подведенным толчковым задом.
Еще одно очень важное соотношение величин это длина поясницы и длина крупа, которые влияют на длину шага задних конечностей.
Если длина поясницы будет равна или больше длины крупа, то шаг задних конечностей будет узким.
Длину крупа в данном случае следует измерять условно от маклока до седалищного бугра. А длину поясницы от последнего ребра до маклока.
Если поясница короче крупа, то шаг задних конечностей будет достаточно просторный!
Если у лошади хорошего наклона лопатка, короткая поясница и длинный мощный круп, то такая лошадь будет шагать с большим заступом!
Примером тому могут послужить американские аллюрные лошади…
Во время просмотра Шоу лошадей, да и собственно до этого, на других конных мероприятиях, я отметила, что у российских лошадей совершенно нет галопа.
Под хорошим галопом предполагается прекрасная работа задних конечностей, хороший импульсс. Высокая работа передних конечностей и то что называется тенденцией «в горку»
И конечно же, такой галоп есть у современных полукровных лошадей европейской селекции. Все как на подбор лошади обладают прекрасным галопом!
И конечно же, обязаны они этим своему строению. А именно, все тому же прямому плечу, короткой пояснице, мощному крупу.
У нас же, из за строения переда, даже при хорошем рабочем заде, передние ноги, практически не работают. А выстреливают вперед как две прямые палки.
Такой галоп можно назвать галопом ламы или овцы. Как раз из-за схожего строения переда!
Такое же косое плечо, как и у современных лошадей, что делает их галоп похожим на галоп ламы.
Т.е. получается, что для достижения результатов в спорте, все современное российское поголовье необходимо селекционировать совершенно по другим экстерьерным признакам.
И начинать надо не с отбора жеребцов, а с отбора кобыл, которые могли бы соответствовать всем необходимым требованиям.
Я намеренно не привожу «живые примеры» отечественных лошадей, чтобы не ставить никого в неудобное положение. Надеюсь, что тот кто заинтересован, посмотрев этот материал и трезво оценив свое поголовье сделает выводы о том с чем работать и к чему стремиться. И тогда, возможно уже в следующем году на шоу приедут лошади совершенно другого уровня.
P.S. хотела бы сказать, что это далеко не полный материал по теме. Что на механику движений влияют еще огромное количество разных взаимодействующих рычагов! Длины костей, сухожилия, скорость сокращения мышечных волокон, соотношения всех вышеизложенных показателей и т.п. Мало того, все что хорошо для выездковой лошади не подходит в той же мере конкурной. Как-то конкурной не требуется столь высокий выход шеи и амплитудная работа передних конечностей и т.п. То что тут описано — это все база, это то, с чего надо хотя бы начать селекционную работу.
Ну и о картинках. Иллюстрации не претендуют ни на что более чем схематично визуализировать идеи. И не надо на картинках искать наливы, придираться к форме копыта и цвету хвоста.
прототипом модели лошади послужила фотография (с) Mariell Andersson Gueye
Оригинал статьи лежит тут